Moskov-07ГУСЬКОВ Анатолий Яковлевич, кандидат юридических наук, доцент 

 

Основой национального богатства и национальной безопасности Российского государства является здоровье нации, которое следует оценивать как важнейший фактор жизнестойкости гражданского общества и его политической активности. Поэтому к числу первостепенных задач Российской Федерации как социального государства должна относиться забота о здоровье народа и его благополучии. На важность этих вопросов обращали внимание многие передовые мыслители, в том числе выдающийся русский философ И.А. Ильин. Он считал, что нет абсолютно совершенных форм государства, но лучшие — это те, которые соответствуют главным трем принципам правосознания: чувству собственного духовного достоинства, способности к самоконтролю и, наконец, взаимному уважению и доверию людей друг к другу[1]. Силу власти И.А. Ильин видел прежде всего в ее духовно-государственном авторитете, ее уважаемости, признаваемости достоинства человека, ее способности импонировать гражданам[2]. При этом И.А. Ильин отмечал, что «совесть есть первый и глубочайший источник чувства ответственности, поэтому там, где это чувство угасает, воцаряется всеобщее безразличие к результатам труда и творчества; что же могут создать безответственный суд, политик, врач, офицер, инженер, кондуктор и пахарь. Совесть есть основной акт внутреннего самоосвобождения, совесть есть живой и могущественный источник справедливости»[3].

Данные воззрения не потеряли своей актуальности. Национальная безопасность государства во многом определяется уровнем нравственности и состоянием морального духа его граждан, а духовная культура является фундаментом для укрепления единства и суверенитета страны и нуждается в особом государственном внимании.

Вместе с тем духовный фактор в развитии человеческого потенциала в настоящее время недооценивается. Современная реальность с ее культом частной собственности игнорирует подлинные духовные потребности человека. В настоящее время подвергаются коренной ломке апробированные историческим опытом здоровые просветительские традиции России. Новое поколение российских граждан в большинстве своем не осознает ценности классической литературы, музыки, живописи, архитектуры. Наоборот, набирает силу тенденция резкого сокращения преподавания учащимся гуманитарных знаний, определяющих мир человеческой личности. Стала забываться, а очень часто и фальсифицироваться память многих поколений нашего народа о героической борьбе против иноземных захватчиков за суверенитет, свободу и независимость державы. Так и создаются условия для нарушения связи времен, возникновения конфликта поколений.

Исторический опыт показывает, что высокая духовная культура граждан не формируется сама по себе, а является результатом сознательного, целенаправленного и систематического воздействия на мировоззрение и интеллект, мораль и психику как всего народа, так и отдельных граждан. Основы личности должны формироваться в семье, а затем терпеливо взращиваться и совершенствоваться многими институтами государства, общественными организациями, средствами массовой информации. В этом видится условие стойкости самого государства. Поэтому государства, заботящиеся о своем сушествовании, должны не жалеть ни материальных, ни интеллектуальных ресурсов для укрепления здоровья нации.

В практике мировой политологии принято считать, что жизненность государства, его безопасность, а следовательно, и его живучесть в мировой истории характеризуются четырьмя основными показателями, о сохранении и укрепление которых призваны заботиться все государственные деятели, если они считают себя выразителями высших национальных интересов, борющимися за здоровье и благополучие народа.

Первым критерием является государственная территория, в собирание и развитие которой, как правило, вложены колоссальные силы всех предшествующих поколений. Конституции всех стран мира считают целостность государственной территории важнейшим характерным признаком национального суверенитета.

Вторым критерием национальной безопасности государства считается количество и качество его населения. Только люди, населяющие территорию,
способны вдохнуть в нее жизнь, использовать во имя процветания страны все природные богатства, дарованные им Господом Богом. Обязательством всякого ответственного государственного деятеля была и остается забота о населении ее страны.

Третьим критерием здоровья государства и народа является материальнотехническое богатство — все то, что создано руками наших предков и нашими собственными: промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.п.

Четвертым, но не менее значимым критерием жизнеспособности и стабильности государства является образ жизни его населения. Это духовная компонента национальной безопасности. Под образом жизни понимается вся совокупность исторически сложившихся взаимоотношений личности с обществом и государством[4].

Характеризуя сегодняшнее состояние нашего общества, обозревая фасад реальностей «рыночной экономики» в ее хаотическом развитии, исследуя ее внутреннюю сущность и влияние на общество, можно смело констатировать, что наше общество не вполне здорово и не соответствует высоким эталонам нравственности и образцам поведения в должной мере.

Удивительно то, что до сих пор точно не определено, какое именно общество строится, и с какими ценностями, какова цель этого «строительства».

В программных документах обозначены лишь фрагменты рыночной экономики, невнятных групп признаков типа будущего общества и государства. Такое положение дел в стране, естественно, требует выявления причин возникших проблем и поиска механизма их решения.

«Реформаторами» была провозглашена концепция деидеологизации. Практика показывает, что без единства основных, социально значимых групп и слоев населения нельзя создать какую-либо новую социальную систему. Отказавшись от идеологии, общество не сможет быть единым целым и выполнять свои функции, осуществляемые социальными группами. Направленность развития России должна быть понятна и поддержана народом, особенно молодежью.

Ретроспективный анализ реформ показывает, что они были начаты без должного теоретического и научного обоснования, без прогноза их последствий. Именно это обстоятельство вызвало колоссальные потери человеческого и производственного потенциала. Результаты реформ до предела обострили социальную напряженность, создали угрозу существования общества и государства. Вследствие этого Россия проходит неоднозначный по социально-экономическим последствиям период трансформации в зоне «турбулентности».

Поистине угрожающих масштабов достигла криминализация российского общества. Преступный мир насчитывает сегодня в своих рядах десятки тысяч вооруженных людей. Объединившись, они способны решать не только локальные задачи, но и влиять на формирование государственной политики. Опросы населения показывают, что страх перед преступностью ставится ре-
спондентами на первое место, опережая подчас традиционные страхи перед ростом цен и обнищанием.

По данным криминологов, изменилось не только количество, но и «качество» убийств, их общественная опасность. Ведущая мотивация — корыстная, которая в недалеком прошлом не превышала 3—8% мотиваций умышленных убийств. С появлением слоя «новых русских» появились новые виды корыстных убийств — так называемые «заказные», которые совершаются и по сей день, а коррупция стала элементом государственного управления.

С учетом иных составов преступлений корыстная преступность составляет 70—75% всех зарегистрированных преступлений, хотя в недалеком прошлом она не превышала 50%. Масштабы причиняемого ею ущерба исчисляются многими миллиардами рублей. Меняются формы экономической преступной деятельности — фиксируются различные криминальные схемы приватизации, искусственных банкротств, незаконных финансовых, внешнеэкономических, сырьевых сделок.

Масштабов национального бедствия достигла наркомания. Так, по примерным подсчетам, доход от наркобизнеса составляет 50—60 млрд. руб. в год. Как следствие более 3 млн россиян вовлечены в потребление наркотиков, что является серьезной угрозой для генофонда и самого будущего страны.

За прошедшие два десятилетия Россия настолько внутренне «расщепилась», что политологи стали затрудняться, чтобы подобрать термин, наиболее правильно отражающий суть и характер нынешнего государства и его строя. В последнее время все чаще стало встречаться название «феодальный капитализм», отражающее глубинный социальный раскол общества. Страна действительно разделилась на лакированно-гламурную россыпь анклавов рублевскоуспенского типа и бескрайние просторы умирающей российской провинции. Этот «водораздел» носит и этническую окраску, что существенно усиливает его общественную опасность. Два полярных мира отгорожены друг от друга не только «крепостными» заборами с телекамерами по периметру, тонированными стеклами лимузинов, накачанными охранниками, но и всем образом жизни, самим менталитетом. Цель жизни обитателей «гламурной России»: набить как можно туже кошельки, заранее подготовить плацдарм для бегства «из этой страны». Они развратили и поставили себе на службу большинство средств массовой информации, превратив журналистов в «инвалидов умственного труда», коррумпировали чиновников государственного аппарата, выработали в себе стойкое высокомерие, презрительное отношение к жителям остальной России[5].

Первоочередная задача в настоящий период заключается в необходимости проведения ревизии в механизме отбора и подготовки кадров для создания компетентной и справедливой системы управления в стране, обеспечивающей интересы государства и российских граждан. Удар коррупционной системе способно нанести прекращение практики, при которой у рычагов управления оказываются люди, пробившиеся наверх не по уму и компетентности, а по принципу личной преданности и узким корыстным корпоративным интересам временщиков по принципу «рука руку моет».

Государство будущего — государство знаний, интеллекта. В сегодняшней же России мало делается для восстановления уничтоженной реформами самой лучшей системы образования. Значительная часть молодежи все еще не видит своего будущего, у нее возникают апатия и безверие ко всему. Фиксируемая разными исследователями агрессивность молодежи, часто лишенной устоявшихся мировоззренческих ориентиров, во многом объясняется ее неустроенностью и утратой веры в будущее. Российская молодежь сегодня — около 38 млн граждан от 14 до 30 лет — составляет 27% населения страны. В недалеком будущем она будет составлять основной ресурс государства. От гражданской позиции, духовно-нравственных установок и социальной ответственности молодежи зависит будущее России, ее стабильное и безопасное развитие.

Широк поток мигрантов, охвативший почти все регионы России. Не иссякает он и сегодня. Мигранты хаотично размещаются практически по всей территории России и пока трудно прогнозировать влияние их на межнациональные отношения и на национальную безопасность. Не существует системы обеспечения их адаптации к жизни в новых условиях.

Государство не ведет должного учета и статистики миграционных потоков и не контролирует этот процесс. С одной стороны, мигранты фактически возмещают эмиграционный отток населения из северных и восточных экономических районов; с другой стороны, происходит скрытое заселение российских территорий населением сопредельных стран.

В тяжелом положении пребывает отечественная наука: в течение 90-х гг. страну покинули около 300 тыс. специалистов. Подобная «утечка мозгов» означает ежегодный ущерб для страны в размере 60—70 млрд долл.

В процессе реформирования был проигнорирован прежде всего человеческий фактор. Реформы, несмотря на лозунги, осуществлялись не ради человека, а во имя иных целей. Большие массы людей не только обнищали, но их отстранили от участия в социальном управлении. Как свидетельствуют социологические опросы, население в большей степени воспринимает себя как объект реформ, а не как их участник.

Несмотря на отчетливое понимание главных дефектов социалистической экономики, состоявших в отсутствии материальной заинтересованности в результатах труда, реформы не только не устранили, но еще более усугубили этот изъян. В поисках способов выживания происходит переток рабочей силы в теневые, часто криминальные сектора с утратой профессионального потенциала.

Результатом такого «саморегулирования» стало снижение эффективности производства, причем не только в государственном, но и в частном секторе. Но куда более существенным является возрастание роли криминальных структур, которые в значительной мере взяли на себя роль, утраченную государством, мало думающего о здоровье нации.

Реформы были направлены не на поддержание реального сектора, а на стимулирование торгово-финансового капитала, причем финансовые махинации разрушали экономику. В результате экономика «сама стала себя проедать». Характерно: «проедается» то, что было создано в основном в столь резко критикуемый период советской экономики, которая функционировала
на основе пятилетних планов развития народного хозяйства и производства. Небезынтересно, что, по данным опроса Левада-центра, нынешнюю российскую систему считают лучшей всего 17%, западную — 22%, а советскую — 36% россиян; 51% выступают за экономику, основанную на государственном планировании и распределении[6].

Вывод из всего вышеизложенного: экономический курс нуждается в существенной корректировке. Осуществленные преобразования, затрагивающие все социальные слои, само государство, порождают новые виды опасности, угроз, конфликтов, противоречий. Не остановлено разграбление национального достояния, проиосходит обнищание значительной части населения, дальнейшее разрастание теневой экономики.

Тенденции современной российской преступности настолько неблагоприятны, что вполне правомерно можно и нужно говорить о том, что она создает угрозу национальной безопасности. Либерализация правоприменительной практики без дифференцированного подхода к различным категориям преступлений и их субъектам не укрепила правопорядок в стране.

Без успешного противодействия преступности нельзя оздоровить нацию, обеспечить ее здоровье, в том числе духовное, нравственное. Здоровье нации — это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, морального, психологического и социального благополучия, включающего такие формы поведения и образа жизни, которые позволяют делать жизнь лучше.

Здоровье нации — это область взаимных интересов и взаимной ответственности государства, общества и человека. Пока же, по данным Левада-центра, нынешнюю российскую систему многие граждане не воспринимают как направленную на благополучие и здоровье нации.

В государственном аппарате оказалось много людей, не думающих о путях улучшения положения народа и модернизации Российского государства, но досконально изучивших искусство манипулирования сознанием народа и извлекающих из этого собственную выгоду. Эти факты подтверждают данные многих социологических опросов. Согласно результатам исследования Института социологии РАН, в среде современных российских чиновников распространены «равнодушие и формализм» (63,7%), «продажность» (58,5 %), «безразличие к интересам своей страны» (41,1%). Такое положение сложилось в связи с отсутствием должного общественного контроля над бюрократическим аппаратом.

Качественно изменить кадровую ситуацию в системе государственной службы можно как за счет «смены состава игроков», так и путем «изменения правил игры». Выход из существующей ситуации видится прежде всего в создании конституционно-правового механизма продвижения в государственный аппарат лучших представителей российского народа. Именно лучшие, а не худшие, воодушевленные, а не циничные должны стать у руля государственной машины. Иначе Россия останется в классической феодальной системе патроната.

На ключевых должностях государственной службы должны находиться лица, в отношении которых с полной уверенностью можно сказать, что они квалифицированные специалисты высшего класса, государственники, умные, патриоты своей страны, новаторы. Только приход во властные структуры умных и авторитетных людей, ставящих превыше всего национальные интересы, позволит оздоровить морально-политическую ситуацию в Российском государстве. Им же предстоит освободить государственный аппарат от тех, кто ради собственных интересов отодвигает на второй план интересы российского народа.

В нашей стране парламентом должна быть создана такая система законов, чтобы к гражданам пришло понимание, что один из критериев справедливости в обществе — это закон и его четкое надлежащее исполнение. Французский мыслитель Жан Жак Руссо в свое время говорил, что благотворный орган всеобщей воли устанавливает между людьми естественное равенство в гражданских правах. К этой максиме следует стремиться парламенту. Законодательный орган в Российском государстве должен стать «мозгом нации», и тогда граждане будут жить не по понятиям «дикого феодального капитализма», а по мудрым законам, выражающим интересы всего народа, что будет способствовать укреплению здоровья нации и национальной безопасности.

А еще нужна генеральная стратегическая концепция развития духовной культуры, обосновывающая ее ценностные приоритеты, необходимые условия ее совершенствования, достойные формы и способы правовой охраны и защиты. Назрела необходимость в разработке и принятии федерального законодательного акта о развитии духовной культуры в России и реальном его обеспечении.

Более веское слово должна сказать и отечественная гуманитарная наука. Вполне очевидно, что необходимы объективные научные исследования, не только раскрывающие природу возникновения конфликтов и их прикладную составляющую, но и позволяющие ответить на два главных вопроса:

    во-первых, в полной ли мере отвечает интересам государства и общества ныне действующая система российского законодательства и насколько она адекватна потребностям устойчивого стабильного развития российского общества?

    во-вторых, какие именно инициативы и меры следует предпринять для перехода государства к активной упреждающей стратегии в противодействии социальным конфликтам любого рода (негативно отражающимся на состоянии здоровья нации и национальной безопасности)?

В ответах на эти вопросы видится вклад отечественной науки в определение курса Российского государства, ведущего к оздоровлению нации и укреплению национальной безопасности.


[1] См.: Ильин И.А. Собр. соч., т. 1. О государстве. — М., 1993. С. 234.

[2] См.: Ильин И.А. Собр. соч., т. 2. О сильной власти. — М., 1993. С. 413.

[3] Ильин И.А. Собр. соч., т. 1. О совести. — М., 1993. С. 114.

[4] См.: ЛеоновН.С. Крестный путь России. — М., 2007.

[5] См.: Русский дом. 2011. № 3. С.8 .

[6] См.: Аргументы и факты. 2013. № 8 (20—26 февраля).